Как защитить свои права потребителям в 2017 году
В 2017-м году в законодательстве произошли изменения, касающиеся внеплановых проверок предприятий. Теперь реагирование контролирующих органов на сообщения о нарушениях прав потребителей возможно только при выполнении дополнительного условия. Так, Роспотребнадзор вправе отказать в приеме жалобы, если покупатель предварительно не обращался с претензией непосредственно к продавцу.
Отныне государственные органы, осуществляющие защиту прав потребителей, могут фиксировать нарушения при соблюдении следующих требований:
- Гражданин, чьи права нарушены, уже обращался к юридическому лицу с предложением устранить нарушение или его последствия (и этому есть документальное подтверждение);
- В рассмотрении этого обращения отказано, или же действия нарушителя не принесли требуемого результата.
Реакция на принятые изменения в законодательстве
Со стороны специалистов реакция на такие изменения сдержанно положительная. Так, сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов, согласившись с необходимостью усовершенствований, отметил трудность их практического воплощения.
Изменения в законе не затронут нарушения прав, касающихся вопросов соблюдения безопасности. Так, если покупателю продали товар, непригодный к употреблению или с истекшим сроком годности, он имеет право потребовать от Роспотребнадзора проведения проверки магазина немедленно.
Очевидно, что в данном случае необходимость обращения к продавцу перед написанием жалобы лишь предупредит его о вероятной проверке. Без изменения остался и механизм проверки соблюдения общегосударственных санитарных правил и норм (СанПиН), а также требований технических регламентов Таможенного союза о безопасности разных видов продукции.
В то же время, многие специалисты международных потребительских объединений полагают, что простому гражданину такие нововведения пользы не принесут. Защищая интересы бизнеса, они станут дополнительной преградой, ограничивающей доступ человека к защите его прав. Теперь покупателю следует понимать, что при возникновении любого конфликта, связанного с качеством товара, обратиться за помощью ему некуда. И, как минимум на первом этапе, недобросовестный продавец получит явное преимущество, имея возможность разрешения в свою пользу сложившейся ситуации. К тому же, не всякий покупатель способен выдержать длительную, до нескольких месяцев, переписку с организацией, нарушившей его права. Такая отсрочка во времени всего лишь даст возможность предпринимателю, не меняя ситуации в целом, тщательнее подготовиться к приему проверяющих. К тому же, многие покупатели, после длительного общения с продавцом, просто не захотят подавать жалобу в Роспотребнадзор, не веря в ее результативность.
Однако сопредседатель Союза потребителей России полагает, что вмешательство государственных органов в такие споры не является обязательным. По его мнению, предприниматели в основном добросовестно относятся к своему делу. Для сохранения репутации и поддержания имиджа компании они зачастую идут навстречу покупателю. Если человек действительно приобрел бракованный или просроченный товар, разумнее принять его обратно и вернуть деньги, чем подвергаться проверкам со стороны государственных органов.
Купив некачественный товар, Вы можете заказать товароведческую экспертизу: одежды, мебели, бижутерии в компании «Союз-Эксперт»!
Просто позвоните нам: +7 (495) 236-60-36.